Служба сопровождения
Служба социального и психолого-педагогического сопровождения — это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально-психологических условий, способствующих успешному и безопасному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Деятельность службы сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к постоянно меняющимся условиям общества.
Служба социального и психолого-педагогического сопровождения объединяет работу всех участников образовательного процесса, обеспечивая их участие в решении определенных задач, обеспечивая комплексный подход к затруднениям в развитии ученика. Объединяет и координирует деятельность, входящих в нее специалистов: педагога-психолога, социального педагога, учителя логопеда, библиотекаря, медицинского работника.
Цель психолого-педагогического сопровождения: Организовать психолого-медико-социальное сопровождение образовательного процесса путём реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.
Задачи службы психолого-педагогического сопровождения:
1.Защищать права и интересы личности обучающихся, обеспечивать безопасные условия их психического и физического развития и обучения, поддерживать и содействовать в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
2.Проводить квалифицированную комплексную диагностику возможностей и особенностей развития обучающихся для раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов и предупреждения возникновения проблем обучения и развития обучающегося.
3.Содействовать ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, профессионального выбора, социализации: сопровождать и реализовывать программы по преодолению трудностей в обучении, нарушении эмоционально-волевой сферы, проблем взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, в работе с одаренными детьми, с детьми – мигрантами, с детьми имеющими особые образовательные потребности.
4.Оказывать содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально — психологического климата образовательного учреждения и укреплении взаимопониманий между всеми субъектами образовательного процесса.
5.Формировать психолого-медико-социальную культуру и пропагандировать здоровый образ жизни среди всех участников образовательного процесса.
Реализация цели сопровождения достигается основными функциями сопровождения : диагностической, коррекционно-развивающей, экспертной, консультационной и просветительской.
Диагностическая функция сопровождения состоит в выявлении проблем и оценке психологического состояния всех участников образовательного процесса.
Коррекционно-развивающая функция заключается в проведении занятий с целью устранения или корректирования проблем и затруднений психологического характера.
Экспертная функция заключается в участии психолога, социального педагога, учителей-предметников в школьном психолого-педагогическом консилиуме с целью решения проблем неуспевающих и дезадаптированных учащихся.
Консультационная функция заключается в оказании психологической помощи и поддержки детям, их родителям, педагогам и администрации ОУ.
Просветительская функция состоит в предоставлении информации всем участникам образовательного процесса с целью повышения их информационной компетентности, а также информирование заказчика о результатах проведенной психологической работы
При реализации компонентов сопровождения участники опираются на важнейшие принципы, среди которых выделяются:
Принцип научности : отражает важнейший выбор в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности.
Принцип конфиденциальности : материал, полученный в процессе работы с учащимся или его семьей на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни обучающегося, ни его семью, ни образовательное учреждение в целом.
Принцип интегративности : подразумевает междисциплинарный характер воздействия на личность обучающегося, в котором принимают участие специалисты Службы сопровождения.
Принцип добровольности : участие в психологических процедурах допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
Принцип уважения: уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса вне зависимости от их возраста, пола, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей.
Принцип рациональности: лежит в основе использования форм и методов воздействия и обусловливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для личности обучающегося.
Основные направления деятельности службы психолого-педагогического сопровождения:
Психосоциальная диагностика — поведение исследований социально – психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп социального риска;
Психокоррекционная работа — совместная деятельность педагога – психолога, социального педагога, учителя – логопеда, библиотекаря, медицинского работника по разработке алгоритма действий для коррекции процесса обучения и воспитания обучающихся различных категорий; организация и проведение занятий, встреч, дискуссий среди всех участников образовательного процесса, рекомендации для педагогов по развитию общих и специальных способностей обучающихся;
Психолог –педагогическое и медико – социальное просвещение — просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
Психолог –педагогическое и медико – социальное консультирование — консультирование участников образовательного процесса по вопросам психолого – педагогическим, социально – медицинским, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений, помощь родителям (законным представителям) и обучающимся в преодолении трудной жизненной ситуации;
Исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их образовательного, воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
Социально – педагогическая и психологическая профилактика — профилактика возможных коммуникативных нарушений в детско – подростковой среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития Детей; пропаганда здорового образа жизни.
Организационно – методическая деятельность — анализ и обобщение результатов сопровождения, планирование и прогнозирование образовательного и воспитательного маршрута обучающихся, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов диагностических исследований; участие в методических объединениях, педагогических советах, семинарах – практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации.
Выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т.ч. приоритетные права ребёнка на жизнь и воспитание в семье.
Формы работы: индивидуальная и коллективная, осуществляются через
— система часов общения, беседы
— подготовка классных и общешкольных дел
— встречи с специалистами службы
— профконсультации
— тестирования
— проведение различного типа и назначения диагностических исследований
— семинары, вебинары
— консультации для всех участников образовательного процесса
— разработка необходимой документации и материалов