Службы сопровождения

Служба сопровождения

Служба социального и психолого-педагогического сопровождения  — это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально-психологических условий, способствующих успешному и безопасному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Деятельность службы сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к постоянно меняющимся условиям общества.

Служба социального и психолого-педагогического сопровождения объединяет работу всех участников образовательного процесса, обеспечивая их участие в решении определенных задач, обеспечивая комплексный подход к затруднениям в развитии ученика.  Объединяет и координирует деятельность, входящих в нее специалистов: педагога-психолога, социального педагога, учителя логопеда, библиотекаря, медицинского работника.

Цель психолого-педагогического сопровождения: Организовать психолого-медико-социальное сопровождение образовательного процесса путём реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.

Задачи службы психолого-педагогического сопровождения:

1.Защищать права и интересы личности обучающихся, обеспечивать безопасные условия их психического и физического развития и обучения, поддерживать и содействовать в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.

2.Проводить квалифицированную комплексную диагностику возможностей и особенностей развития обучающихся для раннего     выявления детей, требующих особого внимания специалистов и предупреждения возникновения проблем обучения и развития обучающегося.

 3.Содействовать ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, профессионального выбора, социализации: сопровождать и реализовывать программы по преодолению    трудностей в обучении, нарушении эмоционально-волевой сферы, проблем взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, в работе с одаренными детьми, с детьми – мигрантами, с детьми имеющими особые образовательные потребности.

4.Оказывать содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально — психологического климата образовательного учреждения и укреплении взаимопониманий между всеми субъектами образовательного процесса.

5.Формировать психолого-медико-социальную культуру и пропагандировать здоровый образ жизни среди всех участников образовательного процесса.

Реализация цели сопровождения достигается основными функциями сопровождения : диагностической, коррекционно-развивающей, экспертной, консультационной и просветительской.

Диагностическая функция сопровождения состоит в выявлении проблем и оценке психологического состояния всех участников образовательного процесса.

Коррекционно-развивающая функция заключается в проведении занятий с целью устранения или корректирования проблем и затруднений психологического характера.

Экспертная функция заключается в участии психолога, социального педагога, учителей-предметников в школьном психолого-педагогическом консилиуме с целью решения проблем неуспевающих и дезадаптированных учащихся.

Консультационная функция заключается в оказании психологической помощи и поддержки детям, их родителям, педагогам и администрации ОУ.

Просветительская функция состоит в предоставлении информации всем участникам образовательного процесса с целью повышения их информационной компетентности, а также информирование заказчика о результатах проведенной психологической работы

При реализации компонентов сопровождения участники опираются на важнейшие принципы, среди которых выделяются:

Принцип научности : отражает важнейший выбор в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности.

Принцип конфиденциальности : материал, полученный в процессе работы с учащимся или его семьей на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни обучающегося, ни его семью, ни образовательное учреждение в целом.

Принцип интегративности : подразумевает междисциплинарный характер воздействия на личность обучающегося, в котором принимают участие специалисты Службы сопровождения.

Принцип добровольности : участие в психологических процедурах допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.

Принцип уважения: уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса вне зависимости от их возраста, пола, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей.

Принцип рациональности: лежит в основе использования форм и методов воздействия и обусловливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для личности обучающегося.

Основные направления деятельности службы психолого-педагогического сопровождения:

Психосоциальная диагностика — поведение исследований социально – психологического климата образовательного учреждения;        определение индивидуальных   особенностей       и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп социального риска;

Психокоррекционная работа —  совместная деятельность педагога – психолога, социального педагога, учителя – логопеда, библиотекаря, медицинского работника по разработке алгоритма действий для коррекции процесса обучения и воспитания обучающихся различных категорий; организация и проведение занятий, встреч, дискуссий среди всех участников образовательного процесса, рекомендации для педагогов по развитию общих и специальных способностей обучающихся;

Психолог –педагогическое и медико – социальное просвещение —  просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

Психолог –педагогическое и медико – социальное консультирование — консультирование участников образовательного процесса по вопросам психолого – педагогическим, социально – медицинским, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений, помощь родителям (законным представителям) и обучающимся в преодолении трудной жизненной ситуации;

Исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их образовательного, воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

Социально – педагогическая и психологическая профилактика — профилактика возможных коммуникативных нарушений в детско – подростковой среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития Детей; пропаганда здорового образа жизни.

Организационно – методическая деятельность — анализ и обобщение результатов сопровождения, планирование и прогнозирование образовательного и воспитательного маршрута обучающихся, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов диагностических исследований; участие в методических объединениях, педагогических советах, семинарах – практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации.

Выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т.ч. приоритетные права ребёнка на жизнь и воспитание в семье.

Формы работы:  индивидуальная и коллективная, осуществляются через

—    система часов общения, беседы

—    подготовка классных и общешкольных дел

—    встречи с специалистами службы

—    профконсультации

—    тестирования

—    проведение различного типа и назначения диагностических исследований

—    семинары, вебинары

—    консультации для всех участников образовательного процесса

—    разработка необходимой документации и материалов

Поделиться с друзьями
МБОУ «Рождественская СОШ»