Школьная Библиотека

Школьная библиотека является структурным подразделением МБОУ «Рождественская СОШ».

Расположена на втором этаже школы. Книгохранилище учебного фонда находится в отдельном помещении. Библиотека оснащена стеллажами для книг и выставок, столами и стульями для читателей,  компьютерами с выходом в Интернет, лазерным принтером.

Педагог-библиотекарь —  Дурягина Алла Васильевна

Часы работы: С 9.00 до 17.00 ежедневно (кроме субботы и воскресенья), тел.8(81371)62-160

Роль  библиотеки  в  развитии  читательской  культуры  учащихся

        Современная  жизнь  поставила  новые задачи  перед  образованием. Школа  должна воспитывать человека предприимчивого,  деятельного, мобильного,  способного  жить  в современном мире  и  быть  конкурентноспособным  на  рынке  труда.  Изменения  в  экономической,  политической,  социальной  и  культурной  сферах,  происходящие  в последние  десятилетия,  предъявляют более  высокие  требования  к  выпускнику  школы, его  общему  культурному уровню,  готовности  к  профессиональной  деятельности,  к  непрерывному  образованию в  течение  жизни.  В связи с этим  в  школьном  образовании  идёт  поиск  новых  методов  работы.

           Сегодня   потребление  информации  должно  быть  активным,  избирательным,  оценочным,  обеспечивающим  интеллектуальное  развитие личности.

Перед  школой  стоит  очень сложная  задача – целенаправленно формировать  у  учащихся  знания  и умения  в  области  поиска,  обработки  и  практического  использования  информации,   поступающей  из  различных  источников.   Но  развитие  культуры  работы  с  информацией  — это  только  обучение компьютерной  грамотности  на уроках  информатики.  Такое  понимание  проблемы  сталкивается  с  серьёзной  преградой – низким  уровнем  читательской  культуры  учащихся. Это  влечёт  за  собой   возникновение  трудностей  в  усвоении  базовых  предметов  школьной  программы  и  в  духовном  взрослении  и  становлении учеников.

           Книга  была  и  остаётся  не  только основным  источником  информации  для  осуществления  успешной  деятельности,  но  и  мощным средством духовного  и  интеллектуального  развития. Созданная  человечеством  книжная культура  и  феномен  чтения относятся  к  фундаментальным достижениям  человеческого  разума.

            Чтение  и  книга  пронизывают  всю систему  образования:  не  научившись  работать  с  текстом,  нельзя  получить  образование. Читательская  культура формирует  базовые  знания  и  умения в  области  поиска  и  обработки  информации. Важной составной  читательской  культуры  являются  библиотечно – библиографические  знания.  Они  заключаются  во владении  методами  самостоятельного  поиска  и обработки  информации.

            Телевидение ,  радио,  Интернет – средства  массовой  информации стали  неотъемлемой  частью  жизни  современного  человека.  И  кажется,  что  в  этом  потоке  совсем  не  осталось  места  книге.  Неужели  она  отживает  свой  век?  Думаю,  что  это  беспокойство напрасно.  Книга  всё  ещё  жива и,  я  уверена,  будет  жить очень   долго.

            Книга помогает  учиться,  расширяет  кругозор,  лечит душу,  обогащает   жизненный  опыт,  воспитывает  вкус,  формирует  взгляды,  характер.  В  этом  её чудесная сила.

             Но  мы  слишком  привыкли  к  книге,  чтобы оценивать  это.  Ведь  если  вдуматься,  разве  не  удивительно,  что  книга рассказывает  нам  сокровенные  мысли давно  ушедших  от нас  людей,  переносит нас  в  другой  мир,  в  прошлое  или  будущее,  вызывает  у  нас  радость  и  боль,  возмущение  и  надежду,  негодование  и  любовь.

             Но  книга  состоит    не  только из  текста,  в  ней  важно  всё:  оформление,  иллюстрации,  переплёт.  Вместе  они образуют единое  целое,  продукт  человеческого  разума,  предмет  мировой  культуры.  Многие  столетия  прошли,  прежде  чем книга  обрела такой  внешний  вид, к  которому  мы  привыкли,  —  а  кажется, что  так  было  всегда.

           За  свою  долгую  историю  книга  изменялась,   но  по-прежнему,  осталась   не  только  главным  источником  информации,  но  и  верным  другом человека.

           А  друзей  надо  уметь  выбирать, хорошо  знать  историю их  жизни,  правильно  общаться с  ними.  Этому  всегда  необходимо  учиться.

          К  сожалению,  в   образовательном  процессе  основной  школы книге  и  методам работы  с ней  уделяется значительно  меньше  внимания,  чем  при  обучении  в  начальной  школе .  Самостоятельный поиск  дополнительных  источников информации,  процесс  чтения  научно – познавательных  книг.  Справочных  текстов  сети  Интернет  чаще  всего  вызывает у  ребёнка  серьёзные  трудности. От  класса  к  классу  тексты  усложняются,  а  навыки  работы  с ними  не  приобретаются.  В  результате возникает  психологический  барьер,  который  ребёнок не  сможет  преодолеть  самостоятельно,  что  приводит к замене  научно – популярных  книг  другими,  более  доступными  для  восприятия  источниками  информации.  Иногда  вместо  целенаправленного  поиска  и  анализа  литературы  происходит  простое  копирование  текстов  в  Интернете без  переработки  и  понимания  смысла,  так  как  найденная  информация  может  не  соответствовать  возрасту.  Таким  образом,   создаётся  видимость  выполненного  задания. Особенно  это  заметно при  выполнении  проектных  работ по  учебным предметам,  в  процессе  подготовки докладов  сообщений,  при  написании  рефератов.

          Снижение  роли  книги  в  жизни  ребёнка  в  большинстве  случаев  связано  с  тем,  что  интерес  к литературе  (особенно  научно – популярной)  в  учебном  процессе  целенаправленно   не  формируется, и  учащиеся  недостаточно  владеют  навыками  самостоятельной  читательской  деятельности.  Именно  в  среднем  школьном  возрасте  необходимо  закладывать  основы самообразовательного  чтения:

       —  способности  к  осознанному  целенаправленному  выбору  книги

       — владение  оперативной  стороной  самостоятельной  читательской  деятельности

       — владение  элементарными способами  сжатия  и  анализа информации,  её  критической  оценки  (составление плана,  выписки,  библиографические  записи,  написание  отзыва  о  прочитанной  книге).

         Библиотека  существует  как  учреждение,  которое  организует  хранение и  распространение  печатных изданий,  библиографию как  способ  получения  и  передачи  информации  о  печатных  изданиях.  В  библиотеке  учащиеся  приобретают  необходимые знания  для  самостоятельной  читательской  деятельности.

          Сформировать  у  учащихся  понимание  роли  библиотек  не  только  в  сохранении  культурного  наследия наших  предков,  но  в  распространении  образования,  науки и  культуры  на  разных  исторических  этапах  общественного  развития.

         Библиотека  создавалась  как  центр  познания  и  общения.    В  этом  можно  убедиться  на  примерах  самых  древних  библиотек  с  помощью  древних  источников,  книг.

         Библиотеки  —  это  специальным  образом организованные  условия  для  хранения  книг,  распространения   знаний,  научной  работы.  Эти условия   создавались   трудом самых  образованных людей  своего  времени. Крупная   национальная   библиотека  всегда  была  гордостью  правителей,  становилась  символом  могущества  государства.

        Мы  должны  воспитывать  у  школьников   чувство   гордости за  страну,  которая  сохраняет  уникальные  книжные  собрания в  крупнейших  библиотеках  больших городов.

       Ученикам   необходимы   помощь  и  поддержка .   Мы   должны  учиться вместе  с  ними  —  и   библиотекари,   и  педагоги,  и  родители.  И  только  совместными усилиями  мы  можем  поддерживать  у  ребят  интерес  к книге.

     Библиогафия.

  1. Кашурникова Т.М. Чудо,  имя  которому  книга.М. Русское  слово, 2018
  2. Пахомов В.В. Книжное  искусство .М. Искусство,1961
  3. Сидоров А.А. История оформления  русской  книги
Поделиться с друзьями
МБОУ «Рождественская СОШ»